Новая японская анимация (1960-1970)
Тэдзука и появление аниме
Третьим крупным проектом студии Тоэй Дога стал фильм "Путешествие на Запад"
(1960) режиссера Тайдзи Ябуситы. Это была экранизация манги Тэдзуки "Большое
приключение Гоку" (1952-1959). Ее главным героем был персонаж популярнейшего на
Дальнем Востоке средневекового китайского романа У Чэнъэня "Путешествие на
Запад" предприимчивый и неунывающий Сунь Укун, Повелитель Обезьян. В Японии он
был известен под именем Сон Гоку и впоследствии стал персонажем многих комиксов
и аниме-фильмов. Манга Тэдзуки представляла собой очень вольный и адаптированный
для детей вариант приключений Гоку, который должен отправиться на Запад и добыть
там священные сутры - буддийские религиозные тексты. Естественно, что Тэдзуку
привлекли к созданию этого фильма, вместе с ним над фильмом работал его коллега
и друг, известный в будущем мангака Сётаро Исиномори. В процессе работы Тэдзука
заинтересовался положением вещей в национальной анимации и был удручен тем, что
японская анимация все-таки не имеет того успеха, который приобрела в Японии
анимация американская. В тот момент в Японии активно развивалось телевизионное
вещание, и ТВ-экраны заполняли американские мультфильмы, среди которых особой
популярностью пользовалась продукция студии Ханна-Барбера. Увлеченный успехом
американских анимационных ТВ-сериалов и ростом популярности среди японской
читателей научной фантастики (в том числе и самого Тэдзуки), он предложил
скрестить два этих жанра и начать выпускать малобюджетную японскую ТВ-анимацию,
привлекающую зрителей не техническим совершенством, а оригинальными и
увлекательными сюжетными линиями, основанными на мотивах, взятых из научной
фантастики. В 1961 году Тэдзука основал собственную анимационную студию Муси
Продакшнс. Для начала он выпустил в 1962 году некоммерческий экспериментальный
фильм "История одной улицы". Это было поэтичное, музыкальное и символическое
зрелище, рассказывающее историю целого государства через показ сцен из жизни
всего лишь одной улицы. Фильм имел яркую антивоенную и антитоталитарную
направленность. В 1961-1962 годах студия "Тоэй Дога" продолжала создание
полнометражных цветных анимационных фильмов, выпустив "Андзю и Дзусио-мару" и
"1001 ночь - Приключения Синбада", оба - режиссера Тайдзи Ябуситы. Первый из них
представляет собой экранизацию древней японской легенды о юноше, семья которого
была продана в рабство, и которому, повзрослев, пришлось проделать огромный и
опасный путь пешком в поисках своей матери. В дальнейшем эта история
неоднократно экранизировалась и в аниме, и в кино. Второй фильм - экранизация
классического фрагмента "Сказок 1001 ночи". Ободренная успехом своей первой
работы, в январе 1963 года команда студии Муси начала производство и показ
первого значительного японского черно-белого анимационного телесериала "Могучий
Атом" (1963-1966). Но это был не первый японский анимационный ТВ-сериал. Самым
первым был "Календарь в картинках"(1962-1964) студии Отоги. Тем не менее, сейчас
историю ТВ-аниме принято начинать именно с "Могучего Атома". Это был детский
фантастический сериал о приключениях смелого и умного мальчика-робота по имени
Атом. В отличие от большинства анимационных телесериалов, выходивших до этого, у
"Могучего Атома" был метасюжет, то есть, помимо отдельных сюжетов в каждой
серии, в нем был один общий сюжет, проходящий через весь сериал и связывающий
его в единое целое. На протяжении развития метасюжета появлялись и исчезали
новые главные герои, у них менялся характер, они взрослели и старели. Важным
персонажем этого сериала стал один из главных отрицательных героев - "брат"
Атома, также андроид, но выглядящий не как мальчик, а как взрослый молодой
человек. У него была девушка, влюбленная в него, но страдающая от излишне
гордого и самоуверенного характера этого андроида. Уже одна эта сюжетная линия,
сейчас кажущаяся немудреной, ставила сериал в повествовательном отношении выше
не только всех существовавших на тот момент анимационных сериалов, но и
большинства популярных детских комиксов. А ведь были и другие сюжетные линии,
также ранее не встречавшиеся в японской анимации, выводившие ее на принципиально
новый уровень повествования.
Первые сёнэн-сериалы
Успех "Могучего Атома" был столь значителен, что уже к концу 1963 года в
Японии было создано еще четыре студии телевизионной анимации, не считая
ТВ-подразделения студии Тоэй Дога. Наиболее значительной из них сразу стала
Теле-Картун Джапан, начавшая выпуск в 1963 году двух сериалов. Первым из них был
первый анимационный ТВ-сериал об управляемых огромных роботах,"Железный человек
номер 28" (1963-1965) по мотивам манги Ёкоямы Мицутэру, в нем ребенок управлял
огромным роботом с помощью дистанционного управления. Но в дальнейшем
закрепилась идея пилотирования механизма (герой находился внутри робота), что
вносило в сюжет возможность гибели пилота во время управления роботом и
значительно повышало накал повествования. Вторым сериалом Теле-картун Джапан
стала "Деревня отшельника" (1963) - первый японский сатирический аниме
телесериал, высмеивающий разнообразные человеческие пороки. Уже к 1964 году
сложился канон ТВ-сериала направления сёнэн-аниме. Его главным героем должен был
быть мальчик, либо изначально обладающий, либо наделенный необычайными
свойствами и умениями, а также имеющий четко сформулированную цель, для
достижения которой он должен использовать эти умения и свойства. Преодолевая
внешние и внутренние препятствия, заводя друзей и врагов, мальчик учится жизни и
постепенно взрослеет. Характерно, что романтические отношения в этих сериалах
практически не присутствуют, часто девочки/девушки появляются только на правах
"боевого товарища". Очевидно, что речь идет о классическом мифологическом
"сюжете взросления", давно известном в культурологии. И художественный интерес
представляет не столько сам этот сюжет, сколько все то разнообразие приемов и
идей, которое японские аниматоры используют для расцвечивания этой широко
известной концепции. В 1964 году Тэдзука выпускает первый в истории Японии
полнометражный анимационный фильм по мотивам аниме сериала - "Могучий Атом -
Космический герой". С этого момента и до начала 80-х основную часть
полнометражной анимационной продукции Японии постепенно стали составлять именно
такие фильмы - продолжения популярных ТВ-сериалов. Из других значительных
событий 1964 года следует отметить основание одной из крупнейших анимационных
студий Японии - Токио Муви Синся, или TMS. В 1965 году компания Муси начала
выпускать свой первый цветной ТВ-сериал "Император Джунглей" (1965-1966),
режиссером которого стал молодой аниматор Ринтаро из команды учеников Тэдзуки. В
основе этого сериала также лежала манга Тэдзуки, и повествовал он о приключениях
львенка Лео, рано потерявшего своего отца - Царя Зверей - и путешествующего по
миру, чтобы потом вернуться и отомстить убийце отца - своему дяде. В основу
канвы сюжета, как нетрудно догадаться, был положен сюжет "Гамлета". Впоследствии
на основе идеи этого сериала был создан диснеевский "Король Лев". В том же 1965
году выходит ТВ-фильм студии Муси"Новый остров сокровищ" по мотивам уже
упоминавшейся манги Тэдзуки. Вообще, в 60-х экранизируется большая часть
манга-сериалов Тэдзуки, принося ему солидные доходы. В этом же году братья Ёсида
(Тацуо, Кэндзи и Тоёхару) создают ТВ-аниме студию Тацуноко Продакшн и выпускают
свой первый сериал "Космический Ас" (1965-1966), вполне соответствующий канону
сёнэн-аниме. Тогда же выходит полнометражный фантастический аниме-фильм студии
Тоэй Дога "Космические путешествия Гулливера" (1965), в котором свою первую
значительную работу получил аниматор Хаяо Миядзаки.
Рождение сёдзё-аниме
В 1966 году студия Тоэй Дога выпускает первый невероятно успешный
аниме-сериал для девочек (сёдзё-аниме) - "Ведьма Салли" (1966-1968), основанный
на манге Ёкоямы Мицутэру "Ведьма Санни", которая, в свою очередь, была основана
на американском не анимационном ТВ-сериале "Ведьмочка". Первые семнадцать серий
были черно-белыми, остальные - цветными. Также как и сёнэн-аниме, сёдзё-аниме
рассказывает историю взросления, только не мальчика, а девочки. Соответственно,
главным героем такого сериала является девочка. Сюжет часто связан с
превращениями главной героини или с высвобождением каких-то ее скрытых
способностей. В дальнейшем для этих сериалов стали характерны сложные
романтические истории. Это был не только первый сериал для девочек, но и первый
сериал о "девочках-волшебницах" ("махо-сёдзё") - один из наиболее интересных
подтипов сёдзё-аниме. Вторым таким сериалом считается "Секрет Акко-тян"
(1969-1970), созданный по мотивам манги Фудзио Акацуки и определивший дальнейшее
развитие канона этого жанра - обычная девочка/девушка получает магический
предмет, с помощью которого она может превращаться в кого-то другого (обычно в
волшебное существо) и помогать в таком виде людям. Также у нее есть маленький
волшебный помощник, обычно животное. Сама же "Ведьма Салли" представляла собой
историю принцессы Волшебной Страны, которая вместе с младшим братом, сестрой и
котом отправилась жить на Землю и учиться в обычной японской школе. Салли -
очень добрая, умная и жизнерадостная волшебница, помогающая своим друзьям
выпутываться из разнообразных бед с помощью магии. Ее родители - король и
королева, уважают выбор дочери, но ни на минуту не дают ей забыть о ее будущих
королевских обязанностях. В этом сериале впервые возник очень важный мотив аниме
- утверждение превосходства самой обычной жизни в современной Японии над любой
другой, в том числе над самой невероятной и экзотической. Этот мотив очень
важен, поскольку воспитывает в зрителях оптимистический взгляд на жизнь, дети и
подростки учатся видеть достоинства своей жизни и необычное даже в обычном быту.
Аниме конца 1960-х
В 1966 году начинает выходить еще один популярнейший сёнэн-сериал студии Тоэй
- "Киборг 009" по мотивам манги Сётаро Исиномори, а также появляется
некоммерческий полнометражный фильм Тэдзуки "Картинки с выставки", содержащий
нарисованные в разных стилях сатирические изображения "типичных" характеров
людей. В 1967 году начинается производство телесериала студии Тацуноко под
названием "На старт! Внимание! Марш!" (1967-1968), первого аниме-сериала на
спортивную тему. Он повествовал о приключениях и победах юного автогонщика и его
друзей и соперников. В этом же 1967 году начинает выходить аниме-сериал по
мотивам первой сёдзё-манги Тэдзуки "Рыцарь с ленточкой". В 1968 году выходит
первый спортивный сериал, посвященный самой популярной японской игре того
времени - бейсболу. Он назывался "Звезда Гигантов". Уже в следующем году
появляется первый спортивный аниме-телесериал для девочек, посвященный
волейболу, "Лучшая подача" по мотивам манги Тикако Урано. Оба они были выпущены
на студии TMS, очень понравились зрителям и заложили каноны аниме для подростков
на спортивные темы. В этом же 1968 году команда молодых сотрудников студии Тоэй
Дога во главе с режиссером Исао Такахатой и аниматором Хаяо Миядзаки выпустила
один из первых культовых аниме-фильмов "Приключения Хорса - храброго солнечного
принца". Он был сделан в период конфликта профсоюза Тоэй Дога (который
возглавляли Миядзаки и Такахата) и руководства компании. Этот конфликт отразился
как на сюжете фильма (главная идея которого - объединение перед лицом опасного и
сильного противника), так и на его прокатной судьбе. Выпустив фильм в прокат
всего на 10 дней, руководство компании поставило в вину Такахате полученные в
результате небольшие кассовые сборы (на самом деле очень неплохие для 10 дней) и
понизило его в должности. Тем не менее, фильм многие посмотрели, и он стал
особенно популярен среди студентов (напомним, что это период массовых
студенческих выступлений во всем мире). Это был первый аниме-фильм, завоевавший
столь взрослую аудиторию. В 1969 году начал выходить самый длинный в истории
человечества телевизионный анимационный сериал "Садзаэ-сан" по мотивам уже
упоминавшейся манги Матико Хасэгавы. Его показ не закончен до сих пор, уже
несколько поколений японцев выросли, наблюдая за приключениями Садзаэ и ее
семьи. В том же 1969 году вышли два хорошо известных в России фильма студии Тоэй
Дога - "Кот в сапогах" режиссера Кимио Ябуки (его главный герой стал символом
студии) и "Корабль-призрак" режиссера Икэды Хироси. В оба эти фильма Миядзаки
внес существенный вклад, и оба они сейчас считаются классикой японского детского
кино. В этом же 1969 году Тэдзука, расширяя возможности и границы искусства
аниме, создал первый полнометражный аниме-фильм для взрослых "1001 ночь" по
мотивам знаменитых арабских эротических сказок. Это был первый полнометражный
эротический мультфильм в мировой истории. В 1971 году тот же Тэдзука выпустил
полнометражное аниме "Клеопатра" - смелую эротическую пародию на исторические
фильмы из римской жизни с множеством намеренных несообразностей и анахронизмов.
Заключение
Подводя некоторые итоги, можно сказать, что в 1970-е годы аниме вступило уже
сформировавшимся коммерческим искусством. Были заложены основные жанры - научная
и сказочная фантастика, пародия, сатира и юмор, спорт и истории из жизни. Аниме
четко разделилось на мужское и женское и вышло за пределы искусства только для
маленьких детей. Заявили о себе или начали работать по специальности многие из
тех, кого позже назовут классиками аниме. Начала активно развиваться торговля
сопутствующими товарами - записями песен, книгами, костюмами, игрушками. Аниме
становилось одним из важнейших искусств японской массовой культуры.
|